Злой Крыс. Не трогать! ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
КЫРГЫЗСТАНА
 

    В соответствии с Конституцией применение Вооруженных сил Киргизии для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается. Внутри страны военнослужащие могут быть использованы только для ликвидации последствий стихийных бедствий и в аналогичных обстоятельствах, прямо предусмотренных законом. Военная доктрина предусматривает возможность применения Вооруженных сил для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности страны.


Руководство


    Руководство системой обеспечения военной безопасности осуществляется Главнокомандующим Вооруженными силами, которым, согласно Конституции, является президент страны. Он образует и возглавляет Совет обороны и Совет безопасности, а также формирует подчиненные ему Службы государственной охраны и Национальную гвардию. В случае невозможности осуществления действующим президентом своих обязанностей, по Конституции обязанности главы государства до новых президентских выборов исполняет премьер-министр.
    В полномочия Законодательного собрания – Жогорку Кенеша в области обороны входят: решение вопросов войны и мира, введение чрезвычайного и военного положения, объявление состояния войны, утверждение или отмена указов президента страны по этим вопросам; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности.
    Правительство Киргизии является единым органом военно-экономического обеспечения Вооруженных сил. Руководство Вооруженными силами по вопросам подготовки к обороне в мирное время осуществляется Министерством обороны через Главный штаб Вооруженных сил.


Структура и численность


    Вооруженные силы Киргизии начали формироваться на базе частей и подразделений Туркестанского военного округа, дислоцированных на территории страны на момент распада Советского Союза.
    В настоящее время они включают в свой состав органы политического и военного управления, соединения, части и учреждения Министерства обороны, внутренних войск Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности, Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций, Национальной гвардии, Службы государственной охраны, Пограничной службы и органов военной юстиции Министерства юстиции.
    Для выполнения отдельных задач в области обороны могут привлекаться органы правительственной связи и информации, мобилизационные органы государственной власти, министерств, государственных комитетов и административных ведомств, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Помимо этого в Баткенской области действуют отряды самообороны.
    Подразделения Министерства обороны (министр – генерал-полковник Э. Топоев, начальник Главного штаба – полковник А. Мамыркулов) включают Сухопутные войска, ВВС (управление авиации) и ПВО (управление противовоздушной обороны). По данным International Institute for Strategic Studies (IISS), общая численность подразделений Министерства обороны составляет 10,9 тыс. человек, по данным Jane’s Information Group (Jane’s IG) – 9 тыс.
    По тем же сведениям, численность Сухопутных войск составляет 8,5 тыс. и 6,6 тыс. человек, соответственно, в составе одной мотострелковой дивизии, двух отдельных мотострелковых (горных) бригад (1-я Койташская и 3-я Ошская образованы в 1998 году), одной зенитно-ракетной бригады, одного зенитно-ракетного полка и трех батальонов специального назначения.
    Численность подразделений ВВС (управления авиации) и ПВО (управления противовоздушной обороны) составляет 2,4 тыс. человек (IISS, Jane’s IG) в составе трех авиационных полков, одной зенитно-ракетной бригады, трех зенитно-ракетных полков, двух отдельных радиотехнических бригад.
    Численность Внутренних войск Министерства внутренних дел (министр – Б. Субанбеков) – около 3 тыс. человек. Внутренние войска состоят из воинских частей по охране исправительно-трудовых учреждений и специальных моторизованных частей милиции. Они предназначены для охраны объектов государственной важности, исправительно-трудовых учреждений, служебно-боевых задач по охране общественного порядка, конституционных прав и свобод граждан, а также специальных заданий правительства и МВД. Помимо этого, в целях предупреждения и пресечения возможных внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженной борьбы на территории Киргизии на внутренние войска возлагаются следующие задачи:
– участие в поддержании правового режима чрезвычайного положения;
– локализация и блокирование района конфликта;
– участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, террористических групп и организаций, уничтожение их баз (складов) и коммуникаций;
– пресечение внутренних вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон.
    Для содействия внутренним войскам в осуществлении данных задач могут привлекаться силы немедленного реагирования Министерства обороны, Службы национальной безопасности, Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций, Национальной гвардии в порядке, установленном законодательством.
    Систему органов национальной безопасности образуют Служба национальной безопасности (до 2001 года – Министерство национальной безопасности) (начальник – генерал-майор К. Иманкулов), ее областные управления (отделы) и подчиненные им городские, районные отделы (отделения), а также органы военной контрразведки. Общая численность органов национальной безопасности – около 1 тыс. человек.
    Служба национальной безопасности является органом, осуществляющим непосредственную борьбу с терроризмом при взаимодействии с Министерством внутренних дел, Министерством обороны, Министерством юстиции, Управлением государственной охраны и Национальной гвардией.
    В структуре Службы национальной безопасности существуют спецподразделения – отдел боевых операций «Калкан» (до недавнего времени – антитеррористический центр) и антитеррористическое подразделение «Альфа».
    Численность частей и подразделений Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций (ранее – Министерство по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне) (министр – С. Чырмашев) – около 2 тыс. человек (по данным Jane’s IG). Части и подразделения министерства предназначены для действий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях и катастрофах, а также при объявлении состояния войны, военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, при фактическом начале военных действий.
    Деятельность Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций организуется по территориально-производственному принципу. К выполнению задач министерства могут привлекаться части и подразделения Министерства обороны, других войск и воинских формирований, аварийно-спасательные службы и формирования.
    Численность Национальной гвардии (командующий – генерал-лейтенант А. Чотбаев), по данным сайта www.orbat.com, составляет около 1,5 тыс. человек (в том числе 800 человек – отряд специального назначения «Пантера»). Национальная гвардия – самостоятельное воинское формирование, является составной частью Вооруженных сил и находящееся в непосредственном подчинении президента (в военное время является резервом Главнокомандующего Вооруженными силами).
    Численность подразделений Пограничной службы (председатель – генерал-лейтенант К. Садиев) – 5 тыс. человек (по данным IISS). Формирование пограничных войск было начато в 1998 году. До этого охрана границ осуществлялась силами Оперативной группы Федеральной пограничной службы России. К 2000 году все пограничные отряды и контрольно-пропускные пункты были выведены из состава Российской оперативной группы. До 2002 года пограничные войска входили в состав частей и подразделений Министерства обороны (Главное управление пограничной охраны) и Службы национальной безопасности (Главное управление пограничного контроля). В октябре 2002 года они были выделены в самостоятельную структуру. В настоящее время в полном объеме оборудована граница с Китаем. Планируется, что к 2005 году по мере укрепления экономики и принятия нормативно-правовых документов будут обустроены границы с Таджикистаном, Узбекистаном и Казахстаном.
    Особым образованием в составе Вооруженных сил является Южная группировка войск, которая создана в 1999 году на базе соединений и частей Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности, Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций, Национальной гвардии для проведения операции по уничтожению незаконных вооруженных формирований, вторгнувшихся на территорию Баткенской и Джалал-Абадской областей. В декабре 2000 года она была расформирована. В 2001 году восстановлена как созданная на временной основе группировка соединений и частей Вооруженных сил, предназначенная для защиты южных рубежей и борьбы с бандформированиями международных террористов, ликвидации незаконных вооруженных формирований, террористических групп и очагов напряженности, во взаимодействии с органами управления силовых структур Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и России. Система управления Южной группировкой войск включает в себя командование и штаб, а также командный пункт и вспомогательные пункты управления на Чон-Алайском и Ташкумырском направлениях.
    По данным сайта Министерства обороны Киргизии, и в соответствии с Военной доктриной в структуре Вооруженных сил созданы силы общего назначения, быстрого развертывания, немедленного реагирования и охраны государственной границы (Пограничная служба).
     Силы общего назначения составляют основу боевой мощи Вооруженных сил, содержатся в готовности к мобилизационному и оперативному развертыванию в составе группировок на угрожаемых направлениях. Они предназначены для отражения агрессии самостоятельно или в составе коалиционных группировок.
    Силы быстрого развертывания состоят из органов управления, соединений, частей и подразделений сокращенного состава, содержатся в готовности к доукомплектованию, оперативному развертыванию на угрожаемых направлениях в целях наращивания боевых возможностей группировок сил немедленного реагирования и охраны государственной границы в приграничном вооруженном конфликте, а также для прикрытия государственных объектов, имеющих важное стратегическое значение.
    Силы немедленного реагирования состоят из мобильных частей и подразделений специального назначения полного состава Министерства обороны, Внутренних войск МВД, Службы национальной безопасности, Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций, Национальной гвардии и содержатся в постоянной готовности к выполнению задач прикрытия государственной границы, обеспечения развертывания других сил, локализации и уничтожения бандформирований в приграничной зоне во взаимодействии с силами охраны государственной границы.
    Силы охраны государственной границы, состоящие из органов управления, соединений и частей Пограничной службы полного состава, предназначены для охраны и защиты государственной границы и во взаимодействии с силами немедленного реагирования участвуют в антитеррористических операциях, пресечении контрабанды оружия, наркотиков и в локализации приграничных вооруженных конфликтов в горах.


Комплектование и подготовка кадров


    Комплектование личного состава Вооруженных сил осуществляется путем призыва и добровольного поступления граждан на службу/работу. Вооруженные силы строятся на принципах кадровой регулярной армии. Призывной возраст с 18 до 27 лет. Срок службы рядового и сержантского состава – 18 месяцев (для лиц, имеющих высшее образование – 12). Призыв граждан на действительную военную службу проводится два раза в год (каждый призыв в среднем составляет 4 тыс. человек). Обязанности и полномочия по проведению призыва возложены на местные государственные администрации.
    В декабре 1992 года был принят закон «Об альтернативной (вневойсковой) службе». В дальнейшем в первоначальную редакцию вносились изменения, связанные главным образом с расширением круга граждан, имеющих право прохождения альтернативной службы. В настоящее время проходить этот вид службы можно:
– по семейным обстоятельствам (призывник является сыном одинокой матери, имеет на своем иждивении нетрудоспособную жену, ребенка и т. п.);
– по состоянию здоровья;
– в соответствии с вероисповеданием (призывник должен быть членом зарегистрированной религиозной организации, вероучение которой не допускает использование оружия и службу в Вооруженных силах);
– а также в качестве меры наказания (призывник был осужден).
    Как альтернативная служба засчитывается работа на любом предприятии страны (вид работы определяет администрация предприятия). Граждане, проходящие альтернативную службу, отчисляют 20 процентов своей заработной платы на счет Министерства обороны. Разрешено привлечение служащих альтернативной службы для усиления охраны общественного порядка, для работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также их трудоустройство в воинских частях и военных комиссариатах в качестве технического обслуживающего персонала. Срок альтернативной службы – 24 месяца (для лиц, имеющих высшее образование – 18).
    Отток из Киргизии офицеров бывшей Советской армии в конце 1980 – начале 1990-х годов создал проблему комплектования личного состава и подготовки командных кадров Вооруженных сил. Сегодня военное образование в Киргизии можно получить в Кыргызском государственном национальном военном лицее и Бишкекском высшем военном училище (готовит офицеров по общевойсковым специальностям и технический состав для ВВС), созданном на базе высшего авиационного училища, а также на Высших курсах Службы национальной безопасности. В 1997 году открыта школа прапорщиков. Подготовка по программе офицеров запаса проводится на военных кафедрах гражданских вузов. Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных учебных заведений на основе межправительственных соглашений с Россией, Казахстаном, США, Турцией, Германией, Китаем, Индией, Францией, Великобританией, Азербайджаном. При этом основная часть военных кадров Вооруженных сил Киргизии (до 90 проц. – около 250 курсантов) обучается в России и Казахстане.


Военно-экономическое обеспечение


    Согласно закону «Об обороне» финансирование расходов на оборону осуществляется из средств республиканского бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны и другим органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны. По данным IISS, расходы Киргизии на оборону в 2002 году составили 280 млн. долл. (при запланированных бюджетных расходах в 21,7 млн. долл.), что составило 1,87 проц. от ВВП. По сравнению с 2001 годом расходы на оборону выросли на 7,7 проц. Оборонный бюджет 2003 года предусматривал расходы в 24 млн. долл. (рост по сравнению с 2002 годом – 10,6 проц.).
    Министерством обороны ведется работа по поиску источников внебюджетного финансирования и обеспечению войск материально-техническими средствами по линии международного сотрудничества. Одним из дополнительных источников внебюджетного финансирования остается реализация вооружения и военной техники, эксплуатация и содержание которых с экономической и военной точки зрения считаются нецелесообразными. Эта работа проводится в соответствии с постановлением правительства Кыргызской Республики от 27 февраля 2003 года и является одним из существенных источников дополнительного финансирования.
    В обеспечении военной безопасности Киргизии существенное значение имеет фрагментарность ее военно-промышленной базы. Промышленные предприятия, производящие продукцию военного назначения, являлись частью различных компонентов военно-промышленного комплекса СССР, зависели от партнеров за пределами республики и не были взаимосвязаны между собой. Самостоятельно производить вооружение и военную технику в большинстве случаев они не в состоянии. В ослаблении военно-промышленной базы большую роль сыграла программа «Конверсия», реализация которой привела к снижению выпуска специальной продукции на 88,3 проц. за счет увеличения производства товаров народного потребления и производственно-технического назначения.


Международное военное и военно-техническое сотрудничество


    Поскольку собственные возможности Киргизии для обеспечения военной безопасности ограниченны и страна не имеет возможности обеспечить адекватное и симметричное реагирование на внешние военные угрозы в пределах оборонной достаточности, она рассматривает международное стратегическое и военное партнерство как важный фактор дополнительного обеспечения национальной безопасности.
    В соответствии с Военной доктриной сотрудничество на региональном уровне осуществляется в рамках ОДКБ, ШОС, а также на двусторонней и многосторонней основе с государствами–участниками СНГ. В глобальном масштабе – со всеми государствами, политика которых не наносит ущерба интересам Кыргызской Республики и не противоречит Уставу ООН.
    В соответствии с законом «Об обороне», часть состава Вооруженных сил страны может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами.
    ОДКБ. Военные и исполнительные структуры Киргизии участвуют в военном сотрудничестве и обмене информацией в рамках Совета министров обороны государств–участников СНГ и ОДКБ. Кыргызстан является участником практически всех документов, подписанных главами государств, правительств и руководителями оборонных ведомств государств–участников СНГ и ОДКБ по вопросам развития программ военно-технического сотрудничества, межгосударственной каталогизации предметов снабжения Вооруженных сил, обеспечения вооружением и военной техникой, проведению их ремонта и обслуживания.
    В Бишкеке расположены Штаб Коллективных сил быстрого развертывания в Центральной Азии, созданных в рамках ОДКБ, и региональная оперативная группа Антитеррористического центра СНГ. Летом 2002 года на встрече министров обороны государств–участников ОДКБ в Бишкеке в соответствии с планами создания ОДКБ было принято решение разместить на аэродроме «Кант» авиационный компонент Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ в Центральной Азии. Его финансирование будет осуществляться на паритетной основе странами–участницами соглашения.
    НАТО. Сотрудничество Киргизии со странами НАТО осуществляется через Программу «Партнерство ради мира» (с 1994 года) и на двусторонней основе в обычном для государств Центральной Азии формате. В рамках сотрудничества офицеры участвуют в учениях, проводится подготовка и переподготовка военных специалистов, а также поставки техники и снаряжения.
    При подготовке и проведении военной операции Enduring Freedom в Афганистане Киргизия предоставила Антитеррористической коалиции аэродром «Манас» (авиабаза имени Ганси). Размещение военнослужащих коалиции в зоне аэропорта «Манас» началось в декабре 2001 года. К 24 апреля 2002 года на базе было размещено 6 F/A-18D, а к 1 марта – еще 6 Mirage-2000 (были выведены 4 октября 2002 года), 5 самолетов-заправщиков KC-135 и 4 транспортных самолета C-130. К этому времени база уже использовалась как центр дозаправки для транспортов C-17, прибывающих из Афганистана, и для перераспределения грузов на меньшие самолеты, способные приземляться на взлетно-посадочных полосах Афганистана. 1 октября 2002 года вместо французских сил на базе было размещено 18 F-16АМ Дании, Нидерландов и Норвегии.
    В настоящее время на базе дислоцируются коллективные силы коалиции (в том числе – представители 12 стран НАТО) численностью около 1700 военнослужащих. США представлены подразделениями 376-го воздушно-экспедиционного крыла (86-я аварийно-спасательная группа, 786-я эскадрилья сил безопасности, 49-й гражданский инженерный батальон, части 4-й оперативной группы), имеющие на вооружении 6 самолетов F-15E, 121-й морской всепогодной эскадрильей истребителей-бомбардировщиков «Зеленые рыцари» (6 самолетов F/A-18D), 823-й инженерно-саперной эскадрильи (REDHORSE), командных частей аэромобильных войск (189-е транспортное крыло). Также на базе дислоцируются 19 самолетов F-16 и 2 самолета-заправщика КС-135 ВВС Дании, Норвегии и Нидерландов. Так как условия ДКБ исключают создание на территории Киргизии военных баз государств, не входящих в ДКБ, авиабаза имени Ганси получила статус специальной дипломатической миссии, а военнослужащие – ее сотрудников.
    Только за год силы коалиции, по подсчетам киргизских чиновников, вложили в экономику около 50 млн. долларов. Это оплата услуг, предоставляемых аэродромом, зарплата местным сотрудникам, покупка топлива и продуктов и другое. Также действует схема, по которой выводимые (заменяемые) с авиабазы контингенты того или иного государства–члена НАТО передают свое имущество Министерству обороны Кыргызстана. Так, в октябре 2002 года представители Министерства обороны Франции передали Министерству обороны Киргизии принадлежавшее ранее французскому контингенту военно-техническое имущество (автомобили, бытовая и контрольно-наблюдательная техника) на сумму около 200 тыс. долларов.
    Начиная с 2001 года увеличились прямые поставки стран – членов НАТО в Вооруженные силы Киргизии боеприпасов, лазерных прицелов, приборов ночного видения, альпинистского снаряжения и средств связи. В основном эти поставки осуществляются в специальные подразделения («Скорпион» и «Ильбирс»), а также в пограничные войска.
В рамках проекта «Экспортный контроль и безопасность границ» министерство обороны США планирует приобрести у Украины и модернизировать 2 вертолета Ми-8 МТВ, которые затем будут переданы Пограничной службе Кыргызстана. В соответствии с Соглашением о безвозмездном предоставлении санитарных материалов и военного имущества, подписанным правительствами ФРГ и Кыргызской Республики, министерство обороны Германии осуществляет поставки военного имущества, медицинских препаратов и оборудования.
    ОБСЕ. Как член ОБСЕ Киргизия с 1995 года ежегодно передает в Штаб-квартиру ОБСЕ информацию о своих Вооруженных силах. С этого же времени осуществляются регулярные (до 3 раз в год) инспекции Вооруженных сил. Помимо этого, с 1995 года Кыргызская Республика является участником Договора «Открытое небо». В рамках деятельности ОБСЕ в Киргизии открыта Академия безопасности ОБСЕ в Бишкеке.
    ШОС. Начиная с 1997 года Киргизия обменивается с членами организации информацией о вооруженных силах, находящихся в 100-километровой пограничной зоне с Китаем. Важную роль играют также Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 год) и Соглашение о региональной антитеррористической структуре (2002 год). Так же, как и страны–члены НАТО, Китай осуществляет безвозмездные поставки Вооруженным силам Кыргызстана (в основном – тыловое имущество: строительные материалы, офисная мебель, оборудование и имущество для продовольственной и вещевой службы, а также компьютеры и оргтехника). Общая сумма этих поставок оценивается приблизительно в 30 млн. юаней. В рамках ШОС Вооруженные силы Кыргызстана в 2003 году участвовали в учениях «Взаимодействие-2003», проводившихся на территории Китая и Казахстана (6–12 августа).


Основные направления строительства ВС


    В соответствии с Военной доктриной, главной целью военного строительства в Киргизии является создание небольших, горных, компактных и мобильных Вооруженных сил, оснащенных современным вооружением, военной техникой, обеспеченных материальными средствами для ведения военных действий в условиях высокогорья, способных в короткие сроки гарантированно обеспечить защиту территориальной целостности, конституционного строя, суверенитета и граждан государства. Строительство Вооруженных сил осуществляется поэтапно, в соответствии с задачами обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями.
    На первом этапе (с 2002 по 2003 год) предполагалось создание эффективной законодательной базы в области обеспечения военной безопасности, завершение оперативного планирования, материально-технического обеспечения Вооруженных сил, а также совершенствование подготовки сил немедленного реагирования.
    На втором этапе (с 2004 по 2007 год) предполагается осуществить подготовку Вооруженных сил, способных после доукомплектования и отмобилизования выполнять задачи в вооруженных конфликтах локального масштаба самостоятельно или в составе КСБР Центрально-Азиатского региона ОДКБ.
    На третьем этапе (с 2008 по 2010 год) предполагается осуществить подготовку и содержание вооруженных сил, способных самостоятельно или в составе Коалиционных Вооруженных сил государств–участников ОДКБ выполнять задачи в вооруженных конфликтах регионального масштаба.
По данным http://www.continent.kz/ на апрель 2005 год.

На главную

Кыргызстан